Что такое мероприятия при НМУ и кто его должен делать?

Вашей организации, наконец, выдали заветное разрешение на выброс, и в уведомлении о выдаче разрешения написано, что Вам необходимо разработать и предоставить на согласование в орган Власти мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в период НМУ.

Разберемся, что это за период НМУ — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия).
Перечень мероприятий НМУ необходим, чтобы в отдельные периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха в городской среде. Основы перечня мероприятий НМУ регулируются Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Для кого нужен перечень мероприятий НМУ?

Предприятия (юридические лица и индивидуальные предприниматели), имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов НМУ обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Определение периода действия и категории (режима) НМУ находится в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в обязанность которой входит оповещение предприятий о наступлении и завершении периода НМУ и категории (режима) НМУ.
В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.

В случае невыполнения плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) может быть выдано предписание о приостановлении выбросов и вредных физических воздействий.

Регулирование выбросов в атмосферу в периоды действия неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

При разработке мероприятий по регулированию выбросов следует учитывать вклад различных источников в создание приземных концентраций примесей. В каждом конкретном случае необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект.

Величина сокращения выбросов определяется спецификой выбросов, особенностью рельефа, застройки и т.д. и должна обеспечивать снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:

• при первом режиме — на 15 — 20%;
• при втором режиме — на 20 — 40%;
• при третьем режиме — на 40 — 60%, а в некоторых особо опасных условиях предприятиям следует полностью прекратить выбросы.

Степень снижения выбросов определяется по результатам расчетов концентраций загрязняющих веществ от отдельных групп источников с учетом и без учета регулирования выбросов При I-ом режиме НМУ мероприятия носят  организационно-технический характер и не приводят к снижению производительности предприятия.

При II-ом режиме НМУ проводят все мероприятия, разработанные для первого режима, а также мероприятия, влияющие на технологические процессы и сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия.
При III-ем режиме НМУ проводят все мероприятия, разработанные для первого и второго режимов, а также мероприятия, осуществление которых позволяет снизить вредных (загрязняющих) веществ за счет временного сокращения производительности предприятия.

Особенности разработки проекта НМУ.

Существует два вида НМУ:

1. Первый разрабатывается в виде раздела в составе проекта ПДВ, совместно с которым и согласовывается.

2. Также существует проект, составляемый отдельно, имеющий разделы вплоть до экономической оценки и оценки эффективности предлагаемых мероприятий.
Что касается непосредственно проекта, то разрабатываться он может предприятием самостоятельно. Для тог, чтобы избежать ошибок и недочетов, а также сократить время на разработку проект НМУ, в руководители предприятий предпочитают обращаться к услугам специализированных коммерческих организаций.
Начальная средняя стоимость проекта может составить от 25 000. На стоимость повлияет количество выбросов и их источников, срочность разработки проекта, нынешняя стоимость услуги на рынке. Также на стоимость может повлиять и территориальное расположение объекта исследования в зависимости от вида согласующего проект государственного органа.

Содержание проекта.

В основе разработки проекта по НМУ лежат сведения, содержащиеся в РД 52.04.52-85, на основании, которого следует разрабатывать и формировать проект.
Собственно проект должен состоять из пояснительной записки, в состав которой входят несколько разделов, обосновывающих принятые мероприятия на время наблюдения НМУ.

Опять же, согласно вышеуказанному нормативному документу, разработанные мероприятия

 не должны содержать требования по снижению мощности производственного процесса,

 должны быть практически выполнимыми и эффективными,

 разработаны учетом специфики технологии исследуемого предприятия.

Собственно, сами мероприятия обычно формируют в виде таблицы, в составе которой в обязательном порядке указываются источники выбросов и источники выделения, к которым будут применяться мероприятия, разработанные на случай НМУ. Располагают их в соответствии с выбранным для них режимом работы, характерным для ситуаций, возникающих при изменениях метеоусловий до состояния неблагоприятных.
Также указывается количество вредных веществ, на концентрацию которых повлияет выбранный режим работы предприятия. Ну и конечно, для каждого из режимов приписываются выбранные и рекомендованные для него мероприятия.

Документы, необходимые для разработки.

Основными сведениями, требующимися от заказчика проекта, выступают данные инвентаризации источников выбросов – первого этапа разработки любой природоохранной документации по части охраны атмосферного воздуха. Также проект рекомендуется разрабатывать в соответствии с действующим томом ПДВ, оформление которого должно предшествовать разработке проекта НМУ.

Согласование проекта.

Согласуется проект в местных органах, осуществляющих контроль за соблюдением экологического законодательства. Для разных регионов это могут быть различные учреждения. В большинстве случаев согласующей стороной выступает местный департамент Росприроднадзора.

Сроки согласования, согласно регламенту, не превышают 30 дней с момента передачи всей требуемой документации, в состав которой входят:
 заявление от имени руководителя организации;
 согласованный проект ПДВ;
 разрешение на выброс (копия);
 список всех представленных документов.

ООО «Научно-экологическая организация» поможет разобраться с экологической документацией. Штатным сотрудника больше не нужно вести постоянный мониторинг законодательства! Сотрудники «НЭО» возьмут на себя обязательства по подготовке всех необходимых экологических документов!