Что такое мероприятия при НМУ и кто его должен делать?
Вашей организации, наконец, выдали заветное разрешение на выброс, и в уведомлении о выдаче разрешения написано, что Вам необходимо разработать и предоставить на согласование в орган Власти мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
Разберемся, что это за период НМУ — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия).
Перечень мероприятий НМУ необходим, чтобы в отдельные периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха в городской среде. Основы перечня мероприятий НМУ регулируются Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Для кого нужен перечень мероприятий НМУ?
Предприятия (юридические лица и индивидуальные предприниматели), имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов НМУ обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Определение периода действия и категории (режима) НМУ находится в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в обязанность которой входит оповещение предприятий о наступлении и завершении периода НМУ и категории (режима) НМУ.
В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.
В случае невыполнения плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) может быть выдано предписание о приостановлении выбросов и вредных физических воздействий.
Регулирование выбросов в атмосферу в периоды действия неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
При разработке мероприятий по регулированию выбросов следует учитывать вклад различных источников в создание приземных концентраций примесей. В каждом конкретном случае необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект.
Величина сокращения выбросов определяется спецификой выбросов, особенностью рельефа, застройки и т.д. и должна обеспечивать снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:
• при первом режиме — на 15 — 20%;
• при втором режиме — на 20 — 40%;
• при третьем режиме — на 40 — 60%, а в некоторых особо опасных условиях предприятиям следует полностью прекратить выбросы.
Степень снижения выбросов определяется по результатам расчетов концентраций загрязняющих веществ от отдельных групп источников с учетом и без учета регулирования выбросов При I-ом режиме НМУ мероприятия носят организационно-технический характер и не приводят к снижению производительности предприятия.
При II-ом режиме НМУ проводят все мероприятия, разработанные для первого режима, а также мероприятия, влияющие на технологические процессы и сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия.
При III-ем режиме НМУ проводят все мероприятия, разработанные для первого и второго режимов, а также мероприятия, осуществление которых позволяет снизить вредных (загрязняющих) веществ за счет временного сокращения производительности предприятия.
Особенности разработки проекта НМУ.
Существует два вида НМУ:
1. Первый разрабатывается в виде раздела в составе проекта ПДВ, совместно с которым и согласовывается.
2. Также существует проект, составляемый отдельно, имеющий разделы вплоть до экономической оценки и оценки эффективности предлагаемых мероприятий.
Что касается непосредственно проекта, то разрабатываться он может предприятием самостоятельно. Для тог, чтобы избежать ошибок и недочетов, а также сократить время на разработку проект НМУ, в руководители предприятий предпочитают обращаться к услугам специализированных коммерческих организаций.
Начальная средняя стоимость проекта может составить от 25 000. На стоимость повлияет количество выбросов и их источников, срочность разработки проекта, нынешняя стоимость услуги на рынке. Также на стоимость может повлиять и территориальное расположение объекта исследования в зависимости от вида согласующего проект государственного органа.
Содержание проекта.
В основе разработки проекта по НМУ лежат сведения, содержащиеся в РД 52.04.52-85, на основании, которого следует разрабатывать и формировать проект.
Собственно проект должен состоять из пояснительной записки, в состав которой входят несколько разделов, обосновывающих принятые мероприятия на время наблюдения НМУ.
Опять же, согласно вышеуказанному нормативному документу, разработанные мероприятия
не должны содержать требования по снижению мощности производственного процесса,
должны быть практически выполнимыми и эффективными,
разработаны учетом специфики технологии исследуемого предприятия.
Собственно, сами мероприятия обычно формируют в виде таблицы, в составе которой в обязательном порядке указываются источники выбросов и источники выделения, к которым будут применяться мероприятия, разработанные на случай НМУ. Располагают их в соответствии с выбранным для них режимом работы, характерным для ситуаций, возникающих при изменениях метеоусловий до состояния неблагоприятных.
Также указывается количество вредных веществ, на концентрацию которых повлияет выбранный режим работы предприятия. Ну и конечно, для каждого из режимов приписываются выбранные и рекомендованные для него мероприятия.
Документы, необходимые для разработки.
Основными сведениями, требующимися от заказчика проекта, выступают данные инвентаризации источников выбросов – первого этапа разработки любой природоохранной документации по части охраны атмосферного воздуха. Также проект рекомендуется разрабатывать в соответствии с действующим томом ПДВ, оформление которого должно предшествовать разработке проекта НМУ.
Согласование проекта.
Согласуется проект в местных органах, осуществляющих контроль за соблюдением экологического законодательства. Для разных регионов это могут быть различные учреждения. В большинстве случаев согласующей стороной выступает местный департамент Росприроднадзора.
Сроки согласования, согласно регламенту, не превышают 30 дней с момента передачи всей требуемой документации, в состав которой входят:
заявление от имени руководителя организации;
согласованный проект ПДВ;
разрешение на выброс (копия);
список всех представленных документов.
ООО «Научно-экологическая организация» поможет разобраться с экологической документацией. Штатным сотрудника больше не нужно вести постоянный мониторинг законодательства! Сотрудники «НЭО» возьмут на себя обязательства по подготовке всех необходимых экологических документов!