С 1 января 2019 года будет переход на новую систему нормирования и получения разрешительной документации.

Самое актуальное для природопользователей сегодня – переход на новую систему нормирования и получения разрешительной документации с 1 января 2019 года, в частности разработка технологических нормативов, особенно с учетом выхода всех предполагаемых справочников по НДТ. Какие разрешительные документы будут нужны природопользователям? Будет ли действовать ранее выданная разрешительная документация?

С1 января 2019 года вступят в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 No 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон No 219-ФЗ), которыми в Федеральный закон от 10.01.2002 No 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон No 7-ФЗ) вносятся изменения в части нормирования в области охраны окружающей среды, включая технологическое нормирование исходя из технологических показателей НДТ.

 

НОРМАТИВЫ И КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ I КАТЕГОРИИ

Технологическое нормирование. Юридическими лицами и ИП (далее – природопользователи), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (объектах, оказывающих значительное НВОС и относящихся к областям применения НДТ), разрабатываются технологические нормативы – нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воз-действий, которые устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели НДТ.

Информационно-технические справочники (ИТС) по НДТ, применяемым в отнесенных к областям применения НДТ видах хозяйственной и (или) иной деятельности, содержат в том числе сведения о технологических показателях НДТ.

Технологические показатели НДТ устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации ИТС по

НДТ (п. 3 ст. 23 Закона No 7-ФЗ). При этом указанные нормативные документы в области охраны окружающей среды утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 29 Закона No 7-ФЗ).

В настоящее время нормативные документы в области охраны окружающей среды, которые устанавливали бы технологические показатели НДТ после опубликования ИТС по НДТ, не приняты.

Из приведенных ранее положений следует, что содержащиеся в ИТС по НДТ сведения о технологических показателях НДТ не являются установленными технологическими показателями НДТ, на основе которых определяются технологические нормативы.

Кроме того, правила разработки технологических нормативов должны быть установлены Минприроды России (п. 4 ст. 23 Закона No 7-ФЗ). Разработка проекта данных правил запланирована только на август 2018 года (согласно Плану нормотворческой деятельности Минприроды России на 2018 год, утвержденному приказом Минприроды России от 24.01.2018 No 18, далее – План нормотворческой деятельности).

В связи с указанным в настоящее время отсутствует возможность разработки хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты I категории, технологических нормативов, даже с учетом выхода соответствующих ИТС по НДТ.

Обратите внимание, что, несмотря на установление технологических показателей в отношении в том числе объема и (или) массы образования отходов, установление технологических нормативов в отношении отходов не предусмотрено.

Комплексное экологическое разрешение (КЭР). Это главный разрешительный документ для объектов I категории. Природопользователи, осуществляющие деятельность на объектах I категории, которые включены в утвержденный Минприроды России перечень 300 объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти – Росприроднадзор с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2022 года включительно (ч. 6 ст. 11 Закона No 219-ФЗ).

Природопользователи, которые не попали в указанный перечень, но осуществляют деятельность на объектах, относящихся к области применения НДТ, обязаны получить КЭР до 1 января 2025 года (ч. 7 ст. 11 Закона No 219-ФЗ).

Заявка на получение КЭР должна содержать как расчеты технологических нормативов (на основании технологических показателей НДТ), так и расчеты нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (далее – вещества I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР).

Технологические нормативы, НДВ, НДС веществ I, II классов опасности, НООЛР, а также требования к обращению с отходами производства и потребления включаются в КЭР (пп. 3, 10 ст. 31.1 Закона No 7-ФЗ). КЭР выдается сроком на 7 лет и продлевается на тот же срок при соблюдении совокупности условий, предусмотренных п. 13 ст. 31.1 Закона No 7-ФЗ.

Форма заявки на получение КЭР и форма самого КЭР должны быть установлены Минприроды России (п. 19 ст. 31.1 Закона No 7-ФЗ), их разработка запланирована на август 2018 года (План нормотворческой деятельности). Порядок выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством РФ (п. 19 ст. 31.1 Закона No 7-ФЗ). В настоящее время проект такого постановления Правительства РФ не разработан.

Однако имеется проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в статью 14 Федерального закона “Об охране

озера Байкал” и статью 28.1 Федерального закона “Об охране окружающей среды” в части уточнения порядка выдачи комплексных экологических разрешений».

Соответственно до принятия указанных нормативных правовых актов (в том числе если последние не будут приняты до 1 января 2019 года) получение КЭР, а также подготовка к его получению, в том числе в части разработки технологических нормативов, невозможны.