Предприятия, осуществляющие выбросы в атмосферный воздух обязаны разрабатывать и проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ).

Триггер, запускающий процедуру выполнения данных мероприятий — получение прогноза о НМУ.

При этом получать прогноз (любым доступным способом, в том числе и за плату) должны были хозяйствующие субъекты. Отсутствие договора на получение прогнозов НМУ с учреждениями гидрометеорологии зачастую вызывало претензии со стороны контролирующих органов — при том, что регулирование заключения подобных договоров отсутствует. И вот наконец Конституционный Суд РФ выразил своё мнение по данному вопросу в постановлении от 29.09.2021 N 42-П.

Поводом стала жалоба ООО «Валмакс» (далее — Общество), которому Министерство экологии Челябинской области по результатам проверки выдало предписание заключить договор на получение прогнозов НМУ и осуществлять мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ в такие периоды. Общество ссылалось на отсутствие нормативно установленной процедуры заключения и условий такого договора.

— КС РФ счел регулирование в данной области неудовлетворительным, особо отметив публичный характер информации о НМУ, а также необходимость заключения возмездного договора с подведомственным учреждением, установить условия которого из действующих нормативных актов не представляется возможным.

— Суд признал неконституционными нормы ФЗ «О гидрометеорологической службе» и Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии в той мере, в какой они в силу неоднозначности своего нормативного содержания не позволяют определить критерии, исходя из которых на хозяйствующий субъект может быть возложена обязанность заключить с учреждением в области гидрометеорологии договор на оказание информационных услуг.

— Федеральному законодателю и Правительству РФ предписано внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения.

При этом КС РФ оговаривается, что не ставит под сомнение допустимость разумных и соразмерных публично-правовых требований, связанных с охраной атмосферного воздуха, и обязанности по принятию мер, направленных на сокращение выбросов в периоды НМУ.

— Поэтому с хозяйствующих субъектов не снимается обязанность, действуя разумно и осмотрительно, получать такие прогнозы из имеющихся источников, в том числе на основе ранее заключенных договоров, и Постановление 42-П не является основанием для их прекращения.

При этом в связи со вступлением в силу Постановления контролирующие органы не имеют права выдавать компаниям предписания заключить договор на получение прогнозов НМУ, а отсутствие договора не должно повлечь за собой какие-либо негативные последствия до изменения правового регулирования.

— Данная правовая позиция может быть использована как в текущих спорах с контролирующими органами, так и при оценке целесообразности заключения или продления договоров на предоставлении информации о НМУ.

Источник информации: http://www.ecoindustry.ru/news/view/58613.html