РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЮР. ЛИЦАМИ И ИП МЕТОДИК РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Межрегиональные Управления Росприроднадзора напоминают.

В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и пункта 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, при определении величин выбросов загрязняющих веществ хозяйствующие субъекты должны использовать методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 правил разработки и утверждения методик расчета выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422 (далее – Постановление № 422), определено, что формирование и ведения перечня методик расчета выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – Перечень методик расчета) осуществляется Минприроды России в установленном им порядке.

31.07.2018 приказом Минприроды России № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – Приказ № 341) утвержден Порядок формирования и ведения Перечня методик расчета, в соответствии с требованиями пункта 2 которого в Перечень методик расчета включаются методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Постановления № 422, и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений.

В настоящее время в формируемый Минприроды России Перечень методик расчета вошла только одна методика, которая утверждена уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке, а также планируется включение 15 методик, соответствующих требованиям п. 2 Приказа № 341 (ссылка на Перечень методик расчета https://www.mnr.gov.ru/docs/metodicheskie_dokumenty/).

Следовательно, применение методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик расчета. Данное требование установлено также пунктом 15 Постановления № 422.
В целях формирования достаточного перечня методик расчета выбросов загрязняющих веществ и исключения нарушений требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха хозяйствующим субъектам необходимо актуализировать методики, используемые для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, и в соответствии с пунктом 6 Приказа № 341 и направить их в Минприроды России для внесения сведений о них в Перечень методик расчета.

Согласно пункту 6 Порядка № 341 для внесения сведений о методике расчета в перечень методик расчета разработчик (или его представитель) направляет в Минприроды России заявку в свободной форме, подписанную руководителем организации или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, являющимся разработчиком методики расчета, методику расчета с обосновывающими материалами в соответствии с пунктами 4−11 Правил № 422, а также сведения о методике расчета согласно пункту 3 Порядка № 341.
Таким образом, если в настоящее время при определении величин выбросов загрязняющих веществ и установлении нормативов выбросов хозяйствующим субъектом используется методики расчета выбросов, не включенные в Перечень методик расчета, это является ️нарушением требований статьи 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и пункта 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (утв. приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352) и основанием для привлечения к административной ответственности. Результаты проведения производственного экологического контроля в таком случае также могут быть признаны недействительными.

Возможные нарушения законодательства РФ при применении методик, не утвержденных уполномоченным органом:
— использование при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов методики расчета выбросов, не утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти и не включенной в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется Минприроды России (ст. 8.1 КоАП РФ);
— осуществление производственного экологического контроля, содержащего недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК (ст. 8.5 КоАП РФ);
— осуществление деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах нормативов допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ);
— расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (ст. 8.1 КоАП РФ);
— разработка программы производственного экологического контроля на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (ст. 8.1 КоАП РФ);
— предоставление сведений об объемах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-тп (воздух), основанных на недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (ст. 8.5 КоАП РФ);
— представление декларации о воздействии на окружающую среду, содержащей недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные разделом IV декларации (ст. 8.1 КоАП РФ).