ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ УСИЛИВАЕТ КОНТРОЛЬ ЗА ВЫБРОСАМИ И СБРОСАМИ.

В нашей стране ситуация с загрязнением воздуха в целом не является катастрофической.

По данным института энергетической политики Чикагского университета (EPIC) в России уровень загрязнения воздуха в 2019 году составил 13 мкг/м3, что выше рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения 10 мкг/м3., но почти в 3 раза ниже среднемирового уровня загрязнения воздуха, который составляет 32 мкг/м3.

По данным Росстата общий объем выбросов загрязняющих веществ с 2017 по 2020 гг. упал на 45% с 32 млн. тонн до 22,2 млн. тонн. При этом удельный вес выбросов от стационарных источников — ТЭС, котельные, промышленные предприятия и др. — вырос с 54,5% в 2017 году до 76,3% в 2020 году.

Изменения структуры связано с сокращением выбросов от автомобильного и железнодорожного транспорта. В первую очередь свою роль сыграл переход транспорта на более экологичное топливо, когда с 2016 года был осуществлен переход на Евро-5 и более современные двигатели, которые меньше загрязняют окружающую среду.

Тем не менее, стационарные источники загрязнения — это прежде всего промышленные предприятия, теплоэнергостанции, котельные и другие продолжают служить источниками значительных объемов выбросов.

Плохая экология провоцирует различные неинфекционные заболевания (НИЗ). К основным НИЗ, связанным с загрязнением воздуха, относятся ишемическая болезнь сердца, инсульт, хроническая обструктивная болезнь легких и рак легких.

Эта проблема беспокоит и российские власти в рамках перехода к «зеленой» экономике. Речь идет о стимулировании со стороны государства экологически ответственного поведения хозяйствующих субъектов, прежде всего в части выбросов и сбросов загрязняющих веществ, что закреплено в обязательствах России по Парижскому соглашению, принятому 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Акцент на уменьшение выбросов и сбросов загрязняющих веществ зафикисрован в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400.

В Стратегии одним из приоритетов национальных интересов страны (п 25.6) выступает «охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата» В этом же русле сформулировано распоряжения правительства РФ от 14 июля «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе «зеленого») развития РФ». В настоящее время готовится постановление правительства о «зеленом» финансировании, в котором будут определены критерии финансовой поддержки со стороны государства «зеленых» и адаптационных проектов.

Стратегический курс российского государства на уменьшение сбросов и выбросв загрязняющих веществ был детализирован в рамка поручений Президента РФ по итогам по итогам «Прямой линии» с гражданами Российской Федерации, состоявшейся 30 июня 2021 года. Так, к 1 ноября 2021 правительство должно предложить меры по совершенствованию методологии измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с использованием данных инструментального контроля.

К 31 декабря 2021 года правительство совместно с парламентом должно внести изменения в законодательство, предусматривающее установление мер ответственности за нарушение требований по оснащению промышленных предприятий системами автоматического контроля и по представлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем, а также к 1 июля 2022 года расширение числа промышленных и иных объектов, которые являются источниками загрязнения средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ с последующей передачей информации соответствующим государственным органам.

«Наше государство от деклараций перешло к системной работе по переходу к «зеленой» экономике и те промышленные предприятия, которые не озаботятся автоматизированными системами измерения и учета показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также предоставлением соответствующей информацией государству в режиме онлайн, с одной стороны, попадут под серьезные штрафы и административные санкции, вплоть до уголовной ответственности должностных лиц, а с другой стороны, лишатся доступа к льготным государственным и коммерческим кредитам, к инвестиционному финансированию. У бизнеса есть относительно небольшой срок в 1-1,5 года, чтобы внедрить системы автоматизированного экологического мониторинга в режиме онлайн с подключением к государственным системам контроля.

И это время надо использовать, а не откладывать на потом, благо сейчас будут открыты великолепные возможности получить целевое относительно дешевое финансирование на реализацию систем измерения и контроля», — заявил Владислав Кудрявцев, гендиректор «ЕРБА-Эко консалтинг», Европейско-Российская Бизнес Ассоциация.

Это особенно актуально после событий 2020 года в Норильске, когда 29 мая из резервуаров хранения дизтоплива на ТЭЦ-3, получивших повреждения из-за резкой просадки опор фундамента, вылилось около 21 тыс. тонн топлива.

В марте 2021 года «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (НТЭК), входящая в группу компаний «Норильский никель», в соответствии с решением Арбитражного суда Красноярского края выплатила 146,2 млрд руб. в качестве возмещения вреда окружающей среде от разлива топлива. Рекордный штраф, с одной стороны, показал серьезность намерений государства в соблюдении требований законодательства в отношении экологических норм, а с другой стороны, показал необходимость инвестирования промышленных предприятий в системы автоматизированного экологического мониторинга, которые позволяют быстро принимать решения по снижению возможного ущерба окружающей среде.

Одним из решений систем измерения и контроля с последующей передачей информации государственным органам предлагает компания «Цифровой экомониторинг» в рамках одноимённой платформы, которая предоставляет возможности объективного экологического контроля на основе непрерывного автоматического мониторинга и обмена данными.

Это модульная интеллектуальная цифровая платформа для создания онлайн-сервисов в части комплексного экологического мониторинга выбросов, сбросов, контроля загрязнения атмосферного воздуха, промышленных сточных вод, со встроенным онлайн-анализом, статистикой и прогнозированием динамики загрязнений, автоматическим регулированием технологических процессов в соответствии с критериями экологической безопасности и законодательства России.

Она дает возможность собрать параметры качества воздуха в режиме онлайн с нескольких станций мониторинга на промышленном предприятии и рассчитать количество инцидентов с высоким значением загрязнений вокруг завода по 35 сохраненным параметрам с шагом по времени 1 сек. В случае превышения указанного значения по выделенным параметрам происходит оповещения по SMS и электронной почте ответственных лиц.

Это позволяет в случае инцидента оперативно отреагировать ответственным службам и не допустить масштабного урона окружающей среде или принять меры по минимизации ущерба.

Платформа «Цифровой экомониторинг» реализуется при поддержке Фонда содействия инновациям. Компания «Цифровой экомониторинг» является резидентом инновационного центра «Сколково».

Источник новости: digital-eco.ru 

Подписывайтесь на инстаграм @neo_vl, будьте в курсе всех новостей в сфере промышленной экологии.