ВРЕМЕННО РАЗРЕШЕННЫЕ ВЫБРОСЫ И СБРОСЫ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

При невозможности соблюдения НДВ, НДС, технологических нормативов предусмотрено установление временно разрешенных выбросов (ВРВ) и временно разрешенных сбросов (ВРС).

Для объектов I категории ВРВ и ВРС устанавливаются КЭР. Для объектов II, III категорий ВРВ и ВРС устанавливаются разрешением, выдаваемым в порядке, установленном Правительством РФ

(ст. 23.1 Закона No 7-ФЗ). Таким образом, это единственное упоминание о наличии разрешения в отношении объектов II, III категорий и касается оно только установления ВРВ, ВРС.

В настоящее время проект постановления Правительства РФ, предусматривающий установление порядка выдачи таких разрешений, не разработан.

При этом ВРВ и ВРС могут быть установлены только по веществам, в отношении которых имеются технологические нормативы, НДВ, НДС для объектов соответствующих категорий.

Как указывалось ранее, для объектов IIи III категорий предусмотрен лишь расчет НДВ, НДС. При этом напомним, что для объектов II категории данные нормативы должны рассчитываться по всем веществам, а для объектов III категории – только по веществам I, II классов опасности.

Установление ВРВ, ВРС допускается только при наличии:

  • Программы повышения экологической эффективности (далее – Программа) в отношении объектов I категории (такая Программа является неотъемлемой частью КЭР);
  • Плана мероприятий по охране окружающей среды (далее – План) в отношении объектов II, III категорий.

Срок реализации Программы и Плана не может превышать семь лет и не подлежит продлению (в отношении Программы также предусмотрен увеличенный срок –14 лет для специальных объектов) (пп. 5, 6 ст. 67.1 Закона No 7-ФЗ).

Правила разработки Программы и Плана устанавливаются Минприроды России.

Разработка проекта данных правил министерством запланирована на август 2018 года (План нормотворческой деятельности).

Проект Программы до ее утверждения природопользователями подлежит одобрению межведомственной комиссией, которая создается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Минпромторгом России.

Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению Программы утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 No 999 (вступает в силу с 1 января 2019 года).

В настоящее время порядок согласования или утверждения Плана каким-либо

органом государственной власти не предусмотрен.

 

Однако упомянутым ранее проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха” и отдельные законодательные акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» предусмотрено внесение изменений в Закон No 7-ФЗ (в частности, в ст.16.3). Согласно проекту План должен согласовываться органом исполнительной власти субъекта Федерации и уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

При этом проектом предусматривается, что уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти устанавливаются не только правила разработки Программы и Плана (как это указано сейчас), но и правила согласования Плана и одобрения Программы.

 

ДЕЙСТВИЕ РАНЕЕ ВЫДАННОЙ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

С учетом того что большинство подзаконных актов, регламентирующих вопросы нормирования и получения разрешительной документации после 1 января 2019 года, до настоящего времени не

приняты и в лучшем случае их разработка запланирована на август 2018 года (План нормотворческой деятельности), существуют реальные опасения природопользователей остаться без документации по выбросам, сбросам и отходам после 1 января 2019 года.

В ч. 1 ст. 11 Закона No 219-ФЗ предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы, НООЛР, полученные природопользователями, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС, относящихся к областям применения НДТ, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения КЭР.

Соответственно, независимо от установленного срока действия выданной до 1 января 2019 года указанной разрешительной документации, действие последней будет автоматически продлено до момента получения КЭР. Данное положение применимо для всех объектов I категории, а также для объектов II категории, которыми при наличии отраслевых ИТС по НДТ принято решение о получении КЭР.

В отсутствие иных оговорок разрешительная документация на выбросы, сбросы, размещение отходов, выданная до 1 января 2019 года для объектов II (за исключением случая получения КЭР)

и III категорий, может действовать до окончания установленного в ней срока.

При этом не содержится ограничений и запретов на переход на новую систему нормирования и представления документации для объектов II и III категорий после 1 января 2019 года при условиипринятия необходимых для этого нормативных правовых актов.

На основании ч. 2 ст. 11 Закона No 219-ФЗ со дня вступления в силу данного закона до дня получения КЭР при установлении ВРВ, ВРС для действующих объектов, оказывающих НВОС и относящихся к областям применения НДТ, достижение НДВ, НДС в результате реализации  мероприятий, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды, не требуется.

Следует отметить, что нормы Закона No 219-ФЗ имеют разные сроки вступления в силу. Однако, учитывая, что большинство положений, касающихся внедрения НДТ и получения КЭР, вступают в силу с 1 января 2019 года, именно эту дату следует рассматривать в качестве срока вступления в силу в данном случае.

Обратите внимание, что до 1 января 2019 года установленные ст. 23 Закона No 3-ФЗ лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно ВРВ, ВРС; планы снижения выбросов и сбросов – Программами или Планами (ч. 3, 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 No 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, с 1 января 2019 года до дня получения КЭР достижение нормативов ПДВ и НДС в результате реализации мероприятий, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, не требуется.

Обратите внимание, что НДВ, НДС не рассчитываются, а НООЛР не разрабатываются для объектов IV категории (п. 5 ст. 22 Закона No 7-ФЗ, п. 6 ст. 18 Закона No 89-ФЗ).

Особенности установления НДС, технологических нормативов, ВРС для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством РФ в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 10 ст. 22, п. 5 ст. 23, п. 7 ст. 23.1 Закона No 7-ФЗ).

Данные особенности урегулированы Федеральным законом от 29.07.2017 No 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О водоснабжении и водоотведении” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в частности, были внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 No 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Закон No 7-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2019 года.